Издание 1983 года Сохранность хорошая Шедевр грузинской художественной прозы "Мученичество Шушаники" Иакоба Цуртавели был написан в V веке, это самое древнее из дошедших до наших дней произведений быфяаоригинальной древнегрузинской литературы Произведением огромной моральной силы стал этот древний памятник грузинского художественного мышления, имевший, безусловно, своих более ранних аналогов, послуживший для грузин идейной базой духовного формирования христианского вйдеьмира, которой предшествовала не менее богатая эстетическая культура В настоящем издании эта книга предлагается на древнегрузинском, грузинском, русском, латинском, английском, французском, испанском и немецком языках В своем произведении автор дает живую картину культурно-религиозной жизни, социально-политического строя, церковной организации и семейного быта грузин, что выходит за рамки сугубо агиографического сочинения, более приобретая черты историко-беллетристического труда Живрцсввость и эмоциональность изложения достигаются внесением в рассказ лирического элемента — автор свободно пользуется таким художественным материалом, как эпитет ("трижды жалкий Варскен"), метафора ("волк Варскен", "разукрашенная вместо венца цепями", "мученическая кровь — очищение грехов" и т д), аллегория ("я обрящу добро [муки и страдания]", "пойду по пути, по которому все идут [умру]"), сравнение ("эту ночь мы провели наподобие ангелов, в бодрствовании"), контраст (земная — небесная жизнь, слезы — радость, страдания — веселье и т д), гипербола ("бесчисленное множество", от подвигов Шушаника "растаяла и превратилась как бы в пепел" и т п), параллелизм ("твой отец построил, ты же разрушил"), афоризмы ("не спит Бог", "не связаны ни брат, ни сестра, пусть расходятся") Усиливая описываемую им картину, автор нередко прибегает к описанию природы и социальнвтэццых явлений — так, например, мученичество Шушаники предваряется суровой картиной данной местности: знойные лучи солнца, болезнетворная вода, от которой обитатели распухли и почернели, а лица их, страдающие чесоткой, покрылись сыпью Составитель, автор предисловия и редактор Отар Эгадзе Иллюстрации Олега Кочакидзе, Александра Словинского и Юрия Чикваидзе Автор "Мученичества царицы Шушаники" - придворный священник и духовник святой, был единственным человеком, который не расставался со своей духовной дочерью во время ее страданий и мук, не покидая ее, насколько это было возможно, ни во дворце, ни вне дворца, ни в церкви, ни в тюрьме Еще до возвращения Варскена из Ирана Иакоб, предчувствуя беду, явился к святой Шушанике и сказал: "Тебе, царица, предстоит претерпеть много страданий, скажи мне — что у тебя на душе, дабы я знал и описал подвиги твои" На основании этих слов большинство исследователей полагает, что Иакоб создал Житие не по чьему-либо заказу,вуцвц а, напротив — он сам стал готовиться к этому еще при ее жизни, провидя ее мученический венец Биографических сведений о Иакобе нет Возможна идентификация автора Мученичества с присутствовавшим на Двинском соборе 506 года среди других архиереев пяти грузинских епархий епископом Цуртавским Яковом (К Кекелидзе) Об этом Цуртавском епископе упоминает также Католикос Картли Кирон - пятым в числе одиннадцати Цуртавских епископов со времен Шушаники Однако, З Алексидзе полагает, что человек, который в 80-е годы V века был придворным священником, причем занимал этот пост довольно долго, спустя 40 лет, к 506 году, все еще мог претендовать на сан епископа Не исключено также, что Иакоб создал и другие произведения, не известные современным исследователям, или Мученичество имело утерянное на сей день начало — на эту мысль наталкивают строки начала текста: "теперь же я расскажу вам правдиво о кончине святой", а также слова: "со дней младенчества своего она была богобвуькиоязненна, как об этом говорили мы" Иллюстрации Автор Иакоб Цуртавели.